Банки против гигантов IT: битва за кадры
Начиная с 2009 года карьера в банковском деле была наиболее популярным выбором среди молодых магистров бизнес-администрирования, но начиная с 2016 года инвестиционные банки начали стремительно терять свою привлекательность, уступая место карьере консультантов и финансовых специалистов в компаниях иных отраслей. Amazon, Google и Microsoft развернули настоящую «охоту за головами» в кампусах бизнес-школ, спровоцировав отток наиболее перспективных кадров из сферы финансов, в результате чего большая часть выпускников последних лет оказалась в штате крупнейших IT-корпораций.
Статистика показывает, что за последние несколько лет наиболее активными ректутерами среди выпускников лучших бизнес-школ США оказались именно компании из сферы информационных технологий, а банкам не досталось даже второй позиции, которую они уступили консалтинговым агентствам.
От 125 до 140
Чтобы отстоять лидирующие позиции на рынке труда, банкам придется пойти на серьезные изменения в своем подходе к молодым специалистам. Новое поколение выпускников нуждается в предложении, за которым стоят не только внушительные суммы денег, но и реальные идеи и ценности.
Финансовый кризис естественным образом сократил количество вакансий для выпускников бизнес-школ, в то время как уровень оплаты труда в сфере консалтинга и IT значительно вырос, выводя их в одну категорию с крупнейшими игроками на Уолл-стрит.
Несмотря на неослабевающую рекрутинговую деятельность банков в среде студентов бизнес-школ, последние проявляют все меньший интерес к банковскуму делу — согласно опросам, проводимым среди будущих МБА, многие из них рассматривают степень магистра в первую очередь как возможность попасть в штат крупных IT-компаний.
Времена, когда банки могли заполучить в свой штат молодые таланты, оперируя поражающими воображение суммами давно минули, на данный момент оплата труда как в банковской сфере, так и в консалтинге и IT варьируется в среднем от $125 до $140 тыс. Показательно и то, что JPMorgan Chase в 2013 году пришлось закрыть свою программу по найму молодых специалистов из стран Европы в связи с предельно низким количеством количеством принятых в штат кадров.
Тем не менее, банки не собираются сдавать позиций на рынке труда США, ориентируясь на то, что на за океаном культура переходя прямиком из бизнес-школ в штат банков прижилась и стала восприниматься как естественная часть процесса обучения. Но и здесь наблюдаются значительные сложности: если у получающих степень МБА нет сомнений в том, что их дальнейшая карьера будет связана со сферой финансов, то в последние годы их карьерные амбиции нацелены далеко не только на банковское дело.
JPMorgan в борьбе за ценные кадры пришлось сменить фокус своей рекрутинговой программы с величины денежных вознаграждений на уровень предлагаемых должностей, стремясь не просто привлечь выпускников в штат, но и удержать их на длительный срок, обеспечивая более интересной и разнообразной деятельностью, позволяющей магистрам задействовать свои знания и таланты во всей их полноте. Помимо этого банк предлагает различные возможности для повышения качества жизни в виде гарантированных выходных, увеличенных отпусков, а также возможностей для командировок.
Просто интеллектуализирование
Стремясь привлечь в свой штат МБА, банки работают над тем, чтобы сгладить культурный шок, являющийся естественным следствием возвращения в рабочую атмосферу после двух лет обучения в бизнес-школе. Эту проблему не стоит недооценивать — в Европе исторически сложилось разделение на те банки, в штате которых есть МБА и те, которые в них не заинтересованы.
Стефан Рамбоссон, руководитель HR-компании Vici, прокомментировал это следующим образом: «Банки сильнее ориентируются на практику, а не на то умение интеллектуализировать, которому учат выпускников бизнес-школ. Программа МБА дает отличных консультантов, способных создавать непревзойденные презентации в PowerPoint, банкам же нужны реальные сделки».
В контексте всего рассмотренного показателен пример Кристины Деккер, студентки школы бизнеса Фукуа, ранее работавшей в Google и Accenture. После первых недель прохождения курса ей удалось получить позицию стажера в офисе Credit Suisse в Сан-Франциско, в местах, где на выросла. Кристина проявила большой интерес к банковскому делу, стремясь изучить все его тонкости для того, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания для поддержки компаний Кремниевой долины. Как говорит она сама: «Эта отрасль многое для меня значит, и я заинтересована в ее успехе, это же компании моих родных краев».