В Европе занимаешься настройкой существующих бизнес-процессов, а в России создаешь новые
Работа в зарубежных офисах консалтинговых компаний отличается от работы в России. Филипп Колчин, Case Team Leader в компании Bain, рассказал о своем лондонском и московском опытах.
FE: Расскажите немного о себе: какое образование получили и как начинали свою карьеру?
ФК: Я закончил бакалавриат факультета МИЭФ ВШЭ – это совместная программа Вышки и Лондонской Школы Экономики. Выбрал его, т.к. это редкая для России программа, которая предлагает по выпуску одновременно и российский и международный дипломы, а также дает хорошее математическое образование и английский язык.
После третьего курса я начал работать полный рабочий день. Начал я свою карьеру в VTB Capital - это была летняя стажировка. Оттуда я перешел в McKinsey, попав на весенне-летнюю программу стажеров.
Это был классный опыт. Я благодарен этим компаниям, что дали возможность поработать и поучиться у них. С каждой из них у меня остались хорошие друзья и знакомые.
После окончания 4-го курса МИЭФ, я принял решение продолжить карьеру в консалтинге и устроился в Bain & Company.
FE: Как готовились к отбору в Bain?
ФК: Опыт стажировок здорово помог. Но к интервью и в McKinsey и в Bain я готовился примерно одинаково.
Я готовился с ребятами, которые или уже работали в MBB, ATKи OliverWayman, или учились в западных бизнес-школах (там очень хорошие career services, которые здорово учат и как писать CV/CL и как готовить fit часть интервью).
Знакомых в Bain у меня не было, устраивался я без рекомендации, «в холодную».
FE: Какой совет можете дать тем, кто только готовится к интервью в компании?
ФК: Из моего опыта, могу сказать, что самые распространённые ошибки — это решение не того кейса, который попросил решить интервьюер или не сделанное «домашнее задание» (неподготовленная fit часть интервью, не знание компании, не знание что такое бизнес-кейс).
При подготовке я бы не советовал стремиться решить максимальное количество кейсов, намного важнее понять для себя две вещи: 1) сколько каждый следующий кейс добавляет тебе качества решения следующего. Если понял, что твой learning curve двигается дальше малозаметно, то возможно пора идти на интервью. 2) нужно искать себе классных партнеров для решения кейсов. 200 кейсов с ребятами твоего уровня - это то же самое, что 10 кейсов с теми, кто уже прошел этот отбор и просто намного четче понимает тот уровень требований, которые на интервью предполагаются.
Второй большой блок вопросов, который нужно подготовить – это fit-интервью. Потому что без хорошего результата на кейс-части кандидата не будут рассматривать. Но финальное решение так или иначе принимается по fit -части. Я бы в подготовку fit -части инвестировал 40 процентов времени.
На сайтах консалтинговых компаний есть очень много информации о том, какие вопросы задаются, какие темы подготовить, примеры с видео. Интервьюер, который проводит собеседование, заинтересован, чтобы человек прошел его.
Консалтинговое интервью вообще одно из самых простых по своей структуре. Ты каждую минуту интервью понимаешь, что будет происходить дальше. Оно состоит из стандартных элементов, но каждый элемент из этой структуры должен быть очень хорошо подготовлен. И все это подробно описано на сайтах компаний.
FE: Расскажите о работе в московском офисе. Над какими проектами работали? В чем заключались ваши обязанности? Было ли сложно получить повышение?
ФК: Работаю над стратегическими проектами в разных секторах экономики (от ритейла до майнинга). Делал проекты во всех ключевых индустриях, поэтому понимаю, как работают большинство бизнесов в нашей стране. Несколько примеров:
- Стратегия группы для одного из ведущих продуктовых ритейлеров
- Международная стратегия для добывающей (майнинг) компании
- Коммерческая стратегия для компании в сфере тяжелой промышленности
- Маркетинговая стратегия для ведущей авиакомпании
Периметр обязанностей очень сильно меняется с ростом в компании. Если на первом проекте я занимался финансовым моделированием внедрения новых технологий в нефтегазовой компании, то мой последний опыт - это управление одновременно 2-мя командами, которые занимались разработкой маркетинговой стратегии и улучшением клиентского опыта.
Повышение в консалтинге - вещь достаточно структурированная, поэтому это всегда был сложный, но очень понятный и интересный вызов. Я прошел путь от AC до CTL (AC-SAC-Consultant-CTL).
Последнее время все больше специализируюсь на авиалиниях. Примеры последних проектов:
- Маркетинговая стратегия
- Сustomer experience centric optimization
- Программа операционных улучшений, направленная на повышение пунктуальности
- Стратегия финансовой функции
FE: Как удалось так легко освоить новые индустрии?
ФК: Нужно уметь быстро вливаться в проект, используя внешние и внутренние источники данных. Я первые 3,5 года своей карьеры был больше дженералист и работал в разных индустриях. Последние 1,5 года больше специализируюсь на одной индустрии. Каждый кейс в консалтинге немножко другой. Это может быть либо другая индустрия, либо другая функция. Люди, которые работают только в ритейле, но при этом делали все, начиная от Operation и заканчивая стратегией маркетинга, имеют тот же самый опыт, как и я, который делал в основном стратегии, но в разных бизнесах.
FE: В 2016 году Вы переехали в Лондон на позицию Консультант. Расскажите об этом опыте?
ФК: В Bain существует практика временных трансферов в другие офисы. Сотрудники с опытом работы более 1.5 лет могут поехать на 6-12 месяцев в любой из офисов компании (с учетом знания языка, на котором работает данный офис, но для большинства офисов это английский). Это перевод без понижения или замедления по карьерной лестнице, более того, компания берет на себя все заботы по оформлению визы, переезду и поиску квартиры в новой стране.
Лондон был выбран, т.к. это, на текущий момент, центр Европейского бизнеса. Кроме того, это город, где жило большинство моих друзей в тот момент. Там я провел полгода.
FE: Расскажите о работе лондонского офиса.
ФК: Лондон более глобальный и интегрированный в западную экономику город, по сравнению с Москвой, поэтому и лондонский офис куда более интернациональный.
Это касается команд: у меня были ребята из Малайзии, Индии, Америки, Англии, ЮАР, Латвии. И проектов: мой первый проект был между Нью-Йорком, Лондоном и Амстердамом, а второй в Париже, Лондоне и Барселоне. Что значит, что нужно и уметь находить общий язык со всеми культурами и быть в течении недели в разных городах.
Работа в Лондоне супер интересная, но другая, там проекты обычно сфокусированы на достаточно узкой задаче, которые консультанты пытаются решить в течение проекта. Это делает работу более структурированной, однако, широта задач уже, чем в Москве. Работа в Московском офисе позволяет решать действительно глобальные и широкие задачи, однако и непредсказуемости в этом куда больше!
Если с точки зрения работы, то в России немного другая специфика. В России нормальный рост бизнеса – 5-10%, а в Европе – рост 3% уже считается очень большим. То есть в Европе ты будешь заниматься тонкой настройкой уже существующего бизнеса, а в России запускать новый бизнес.
FE: Какой совет Вы можете дать коллегам, которые хотят поработать в заграничном офисе? Стоит ли ехать в ЕС/США или выбирать другое направление и почему?
ФК: Для Bain трансфер в другой офис совершенно стандартная практика и ~40% сотрудников по всему миру хотя бы раз ездили в другой офис. Процесс подачи заявок на трансфер происходит 2 раза в год и от претендента требуется только тест по английскому, опыт работы не менее 1,5 лет и хорошие результаты по проектам в «домашнем офисе».
Я бы советовал перед трансфером в другой офис озаботиться не только языком, а пониманием культурных особенностей другой страны (особенно для тех, кто как я, не жил до этого в Европе/ США). Хороший пример, что слово «проблема» в России будет значить, что у нас есть сложность и ее надо решить, а в Англии, что «все очень-очень-очень плохо».
В остальном, ты приезжаешь в офис своей компании, просто в другой стране, поэтому и требования и работа предельно похожи.
Все офисы имеют свои сильные и слабые стороны, поэтому нужно выбирать то, что больше нравится.
FE: Поменялось что-то в вашей работе в московском офисе после возвращения из Лондона?
ФК: В Англии очень сильная школа управления проектом (все супер четко распланировано заранее, большой фокус на ежедневной приоритизации), поэтому с приездом я постарался внедрить управленческие практики на моих проектах.
FE: Кто такой Case Team Leader и что входит в его обязанности?
ФК: Case Team Leader – это менеджер не очень большого проекта, который осуществляет полное управление командой, или значительной части команды на больших проектах и ведет его как интеллектуально, так и операционно. Однако, важно отметить, что роль всегда очень зависит от проекта и может варьироваться и в сторону большой независимости и в сторону большей «работы руками»
Например, сейчас я запускаю проект в Европе по оптимизации затрат – это классика консалтинга.