В Германии сотрудники раньше уходят с работы

Илья Звягинцев, Senior Manager в Deloitte, проработал в компании уже больше 10-ти лет. Из них четыре года он трудится в Мюнхенском офисе. В своем интервью он рассказал об основных отличиях в работе российского и немецкого офисов.

FE: Расскажите немного о себе: какое образование получили? Почему приняли решение связать себя с консалтингом? И почему решили прийти именно в Deloitte?

ИЗ:  Я закончил МИФИ с по двум специальностям – инженер-физик и экономист-математик. Начинал учиться я на физическом факультете, и только на 3 курсе принял решение параллельно получать еще одно образование – мне стало понятно, что нужно искать какие-то альтернативные варианты, потому что себя в академической карьере или в карьере инженера-строителя ядерных реакторов я не видел. Примерно в то же время – на 4 курсе -  я пришел в Deloitte. Цели связать себя с консалтингом у меня не было, я просто искал летнюю подработку – о Deloitte я до этого ничего не слышал.

FE: Вы уже больше 10-ти лет работаете в компании, помните свое интервью? Какие сложности у вас были при прохождении? Изменилось ли что-то за 10 лет? Сейчас интервью проходят также? Приходилось ли вам присутствовать на собеседовании с соискателями? Как оцениваете уровень нынешних соискателей?

ИЗ: Да, сначала меня пригласили на первый этап отбора, который представлял собой письменный тест, совмещавший вопросы классического IQ теста и вопросы на знание английского языка. Дальше был стандартный разговор с HR и интервью с представителями отдела – это, пожалуй, был самый сложный для меня этап, так как там меня спрашивали о тонкостях налогового законодательства. Признаться честно, на часть вопросов я не смог ответить, так как в институте мы этого не изучали и, в общем-то, свое знакомство с налогами я начал за ночь до этого, но каким-то образом мне удалось их убедить в том, что я быстро учусь и меня взяли.

Дальше был довольно необычный этап – cocktail party для всех претендентов с представителями разных направлений из одного департамента – там сотрудники в неформальной обстановке знакомились с соискателями и “выбирали” кандидатов себе в отдел.

Процедура отбора за 10 лет не сильно изменилась, разве что о cocktail party я больше не слышал – кажется, ее больше нет.

Сам я тоже не раз принимал участие в третьем этапе отбора, на этот раз на стороне проводящих интервью – у нас был стандартный список вопросов, который мы при необходимости адаптировали для каждого кандидата. Эти вопросы позволяли нам понять уровень знаний соискателей и то, насколько они разбираются в нужных нам темах – например, вопросы о том, что такое оборотный капитал, EBITDA, чистый долг, а также бизнес-кейс, приближенный к реальным случаям из нашей работы.

Уровень претендентов в целом довольно высокий, ну или до третьего этапа доходили уже только подходящие потенциальные сотрудники.

В Германии в процедуре отбора кандидатов я еще не участвовал.

FE: Сейчас вы занимаете позицию Senior Manager. Как складывалась Ваша карьера? Как за 11 лет Вы не устали от работы на одном месте? Никогда не возникало желания поменять что-то в своей карьере?

ИЗ: Начинал я с позиции стажера в налоговом департаменте, занимался налоговым сопровождением сделок по слияниям и поглощениям (налоговый Due diligence), за несколько лет дорос до старшего консультанта и перешел в финансовый департамент (финансовый Due diligence), достиг позиции менеджера и перевелся в Мюнхен, где был повышен до старшего менеджера.

Работать на одном месте я не устал: в первые годы я часто менял отделы/формальные должности, также у меня была возможность знакомства с разными индустриями, каждая из которых обладает индивидуальной спецификой, ну и изменение задач и ответственности при повышении: управление другими сотрудниками, общение с клиентами.

Пожалуй, максимального «пика» усталости я достиг в Москве перед тем, как решил переехать в Мюнхен – тогда я действительно стал искать новую работу, сходил на несколько собеседований, но меня ничего так и не привлекло – пугала рутина и неясные перспективы роста.

FE: Вы занимаетесь проектами по сопровождению сделок при покупке одной компании другой. Расскажите, что входит в ваши должностные обязанности. Руководите ли вы проектами самостоятельно?

ИЗ: В основном я занимаюсь проверкой приобретаемой компании для покупателя.

Финансовый Due diligence – подробный финансовый анализ того, что происходило в компании течение последних лет, выявление основных драйверов финансовых показателей, рисков и т.д. Итогом нашей работы должен стать отчет, представляющий собой полноценную, прозрачную картину того, как выглядит бизнес с финансовой точки зрения, каковы его сильные и слабые стороны, расчет показателей, которые могут быть использованы при оценке бизнеса (EBITDA, чистый долг, оборотный капитал). Оценка стоимости компании выполняется уже не нами.

Я руковожу операционной частью в процессе работы над проектом, в мои обязанности входит управление командой, которая готовит отчет, определение направления анализа, взаимодействие с руководством компании, в отношении которой готовится отчет.

Финальным контролем проекта занимается мой непосредственный начальник – партнер – также он заключает контракт с клиентом и ведет переговоры по проекту, я при необходимости также подключаюсь и помогаю в коммуникациях с клиентом, контроле бюджета и в процессе выполнения прочих вспомогательных административных обязанностей.

FE: С 2015 года вы работаете в немецком офисе Deloitte. Релокация произошла по Вашей инициативе или по решению руководства? Какие критерии были при выборе кандидатов для заграничной работы?

ИЗ: Релокация произошла по моей инициативе – незадолго до этого мы с женой съездили в Берлин и нам очень понравилось в Германии, поэтому возникло желание попробовать несколько лет пожить где-нибудь заграницей. На Мюнхен выбор пал случайно – в разговоре с российскими коллегами я выяснил, что они сотрудничали с Мюнхенским офисом и в целом очень позитивно о них отзывались. Собеседование я проходил практически с нуля на общих основаниях – прошел пробное телефонное интервью с сотрудниками из мюнхенского офиса, плюс очень помогла рекомендация моих руководителей из Москвы. Критерии были примерно те же, что и для внешнего соискателя – опыт работы, компетенции, знание английского – немецкий для устройства в мюнхенский офис формально не требовался.

Решение о том, оставаться ли в мюнхенском офисе, я должен буду принимать сам.

FE: Что Вы можете посоветовать коллегам, которые хотят переехать работать в другую страну? Как построен процесс отбора в Deloitte?

ИЗ: Все очень зависит от индивидуальных случаев, но если есть такая цель – она осуществима, есть примеры по таким переводам как в России, так и в Германии.

Очень пригодится знание языка (английского – в любом случае), в том числе языка страны, которая рассматривается для переезда – это значительно поможет почувствовать себя «своим» и гораздо быстрее адаптироваться. В некоторых странах важно понимание особенностей культуры, внутренней и внешней бизнес-коммуникации – в Германии мне с этим особо не пришлось столкнуться, но, например, в Великобритании есть свои отличия, которые могут показаться непривычными: там принято гораздо дольше вести “small talk”, а не начинать сразу обсуждать рабочие вопросы.

Очень поможет опыт работы с коллегами из страны, которая рассматривается для переезда, и, конечно, очень многое зависит от рекомендации коллег / начальства из домашнего офиса – к ним обратятся в первую очередь, чтобы узнать о ваших профессиональных качествах, опыте работы с вами и т.д.

FE: Расскажите существенные отличия в работе российских и зарубежных коллег? Как складывались отношения с коллегами и руководством в России и как они складываются в Германии? Есть ли существенные отличия?

ИЗ: В целом общие принципы работы очень похожи; все-таки Deloitte - международная организация, в любом офисе которой придерживаются неких общих стандартов.

Есть некоторые довольно специфические различия, которые, касаются,  особенностей финансового анализа – например, в России в основном исследуются исторические финансовые показатели за последние несколько лет (обычно 3 года), в Германии же помимо этого большое внимание уделяют анализу бизнес-плана по будущему развитию компании.

Из бытовых отличий – не могу сказать, что это закономерность, применимая ко всем, но для меня это так – мне кажется, я больше проводил время вне работы с коллегами в Москве. Наверное, все-таки сказывается небольшой языковой барьер и культурные различия. Отношения с немецкими коллегами у нас хорошие и мы периодически проводим время вместе, но близкими друзьями мы с ними не стали.

Среди отличий, применимых к общему стилю работы, могу также отметить, что немцы в среднем раньше уходят с работы – в Москве я чаще задерживался допоздна, в Германии же это случается гораздо реже. 

FE: В Германии Вы также занимаетесь сопровождением сделок. Расскажите об интересных случаях/сделках в России и за границей.

ИЗ: Наша задача – составить некий максимально объективный финансовый «срез», чтобы человек, который прочитает наш отчет, понял, что происходило с компанией, какие могут быть риски и сложности при ее покупке.

Компания, которая продается, обязуется предоставить правдивую и полную информацию о своих финансовых показателях – это прописано в договоре о купле-продаже, там же зафиксированы и последствия нераскрытия информации.

В России, особенно еще в первые годы работы в консалтинге, нам приходилось видеть, что некоторые компании использовали методы налоговой оптимизации и другие приемы, которые с юридической/налоговой точки зрения были не на 100% прозрачными, в серой законодательной зоне. Например, производитель предметов одежды и обуви использовал подрядчика для импорта товаров – как работает подрядчик, по документам так и оставалось непонятно, но в итоге уплаченные сборы были ниже, чем если бы компания ввозила эти товары самостоятельно. Клиент (иностранная компания) отказался от сделки, как только об этом узнал. Обычно для целей сделки такие случаи раскрывались с самого начала.

В Германии такого нет, покупатели скорее озабочены финансовой стабильностью и перспективами роста.



You may also be interested in our collections.:
Career
4592

Что читают Говард Маркс и сотрудники Oaktree? Книжные рекомендации для вас /

Чтение — нечто большее, чем просто накопление знаний....

Career
3316

4 причины, по которым искусственный интеллект не решит проблемы с вашим резюме /

Процесс поиска работы может стать настолько стрессовым,...

Career
3441

Люди сами саботируют свою карьеру, совершая эти распространенные ошибки /

Если вы будете знать об этих распространенных ошибках...

Career
3436

5 инновационных техник тайм-менеджмента /

Традиционные методы вроде списков дел и цифровых календарей...

Career
3166

5 способов начать карьеру публичного спикера онлайн и офлайн /

Если вы чем-то увлечены и хотите поделиться этим со...

Career
3432

Выгорание: сделайте эти 8 шагов, пока не перегорели /

Выгорание, часто называемое "тихой эпидемией" — убийца...