Зарубежные коллеги в помощи не отказывают
Все знают, что, работая в крупной консалтинговой компании, например, такой как Bain, ты всегда можешь попросить помощи у своих коллег. В нашем новом интервью Александр Бородецкий – менеджер Bain, рассказал о том, как не только сотрудники российского офиса помогали ему, но и про поддержку зарубежных коллег.
— Расскажите, как вы устраивались в Bain? Какие требования выдвигаются кандидату на интервью при устройстве? Что было сложного? Что важнее: показать на интервью - hard или soft skills?
Я прошел через стандартный процесс – шесть часовых кейс-интервью. До сих пор помню все задачи, которые надо было решить. После того как попал в Bain, я поработал с каждым из интервьюеров. Надеюсь, они не пожалели о принятом решении дать мне оффер!
Чтобы попасть на стартовую позицию, необходимо сфокусироваться на подготовке к кейсам. Это ключ к успеху. Кроме этого, важно понимать, каковы требования компании к soft skills, и показать, что у вас есть хорошая база для их развития.
Также мне не хватало уверенности в своем английском языке. У меня был неплохой уровень в школе, но за пять лет учебы на мехмате МГУ я его забыл. Поэтому я принял решение поехать на два месяца в школу английского за границу. Это помогло вернуть уверенность и пройти интервью.
— А какие требования к soft skills выдвигает Bain?
С самого первого дня предполагается, что команда – включая Associate Consultants, – ведет работу совместно с клиентом. Это подразумевает многочисленные взаимодействия, как «административные» (простые вещи, такие как пропуска, получение данных) – так и в рамках работы над проектом: обсуждение подхода, результатов анализа, и так далее. Требования к soft skills вытекают из этого: компания должна быть уверена, что сотрудник сможет представлять Bain с необходимым уровнем профессионализма и деловой этики; может четко изложить свои мысли и участвовать в дискуссии; вести переписку. Это навык, который компания будет помогать развивать в течение последующих лет, и сложность «клиентских» задач будет повышаться постепенно – но нужно быть готовым к этой работе с первого дня.
— Удалось ли Вам получить какое-то дополнительное образование непосредственно в компании? Были ли заграничные стажировки?
Я два раза был на «трансфере». Первый раз в Австралии, на так называемом «experience share transfer», чем-то напоминающим учебу по обмену. Ты переводишься в другой офис на фиксированное время (обычно на шесть месяцев), и в течение этого времени являешься полностью частью другого офиса. Незабываемый жизненный и профессиональный опыт. Мы ездили туда вместе с моей девушкой (теперь уже женой) и коллегой. Это был первый раз, когда я был за границей дольше двух месяцев.
Кроме этого, в прошлом году у меня был «case demand transfer». Разница в том, что ты едешь делать один конкретный проект, на котором в данный момент нехватка людей. В данном случае речь шла о длинном проекте (около одного года) в Катаре, здесь не хватало консультантов с опытом в нефтегазовой отрасли. Я продолжал жить в Москве и почти каждую неделю летал в Доху.
— Какие ступени карьерного роста Вы прошли?
Я пришел на позицию «Business analyst» (сейчас она называется Associate Consultant in Training). Был около года бизнес-аналитиком, потом два с половиной года Associate Consultant и Senior Associate Consultant, потом стал консультантом (Consultant), затем я был Case Team Leader. И сейчас я менеджер.
— Как коллектив в компании принимает нового человека? Как приняли Вас? Готовы ли коллеги делиться опытом и идти на помощь в сложных ситуациях?
Интеграция в коллектив проходит быстро. Первые полгода (один-два проекта) обычно уходят на то, чтобы освоить базовый инструментарий. Это время, когда не бывает глупых вопросов – надо успеть понять и «впитать» основные методы нашей работы, отношений с клиентом и т.д. После этого ты становишься полноценной «боевой единицей», а еще через полгода уже готов помогать интегрироваться новичкам.
Очень помогает, что все консультанты проходят очень похожий путь. Если ты столкнулся со сложностью – наверняка, кто-то уже решал ее до тебя! Коллеги всегда рады поделиться опытом как по базовым техническим вопросам (например, работа в Excel), так и по более сложным тонкостям работы в команде, планировании работы и т.д.
Также понимаешь, что являешься частью глобальной организации и всегда можешь попросить о помощи коллег из-за рубежа. Однажды мне нужно было срочно найти документ, «созданный в Атланте два-три года назад». За два часа я переговорил по внутреннему коммуникатору с 10 консультантами из Атланты и нашел нужного человека и нужный документ. Каждый из них был рад помочь и готов подсказать, к кому можно обратиться. Точно также, если у меня есть опыт решения той или иной задачи, я рад им поделиться с коллегами в России и за рубежом.
— Как происходит отбор сотрудников на проекты? Учитываются ли пожелания самих сотрудников?
Отбор сотрудников на проект – это сложный процесс (мы называем его «стаффинг»). Необходимо учесть ряд факторов (которые иногда противоречат друг другу): нужно найти консультантов с опытом в индустрии, а также найти задачи для новичков; учесть личные предпочтения консультантов по индустрии и роли на проекте; учесть доступность людей (отпуска, даты окончания предыдущих проектов). В результате, компания всегда старается учесть личные предпочтения, но в первую очередь, конечно, выполняет бизнес-потребность.
Приведу пример: я работал в нефтегазовой отрасли первые три года. Потом я захотел попробовать себя в ритейле. В результате, я попал на ритейл проект, но не с первого раза. Сначала нужно было сделать еще один проект в нефтянке, где требовалась моя экспертиза.
— Как строится рабочая неделя работников консалтинга? Остается ли время на отдых, на встречи с друзьями и т.д.? Откуда берутся силы, чтобы работать в таком интенсивном режиме?
Я бы не сказал, что требуются какие-то особенные качества или свойства, чтобы работать в «режиме» консалтинга. В среднем мы работаем больше, чем во многих индустриях. Но, на мой взгляд, это - вопрос приоритетов. Да, в будни ты не планируешь встречи с друзьями на каждый вечер, а скорее выбираешь, на что потратить один-два свободных вечера - на спорт, на встречи с друзьями, на домашние дела. В остальные дни надо будет работать подольше. Иногда может появиться необходимость поработать на выходных. У меня это случается редко, максимум 10% выходных, когда приходится открыть ноутбук.
При этом, у каждого консультанта также будет однажды сложный период на проекте, когда нужно будет поработать глубоко за полночь. К этому надо быть готовым, но в таком режиме долго проработать не получится, да это и не потребуется.
С другой стороны, между проектами можно взять отпуск (в том числе, длинный) и, например, отправиться в путешествие. После двух-трех недель набираешься сил и хочешь начать новый проект.
— Назовите причины, по которым Вы выбрали именно консалтинг. И почему именно Bain, не другие компании большой Тройки?
Есть три причины, по которым я остаюсь в консалтинге уже семь лет: это интересные и разнообразные проекты, постоянное развитие и культура Bain.
Во-первых, все проекты и индустрии разные. Я делал как короткие дью дилидженсы (три-четыре недели, чтобы проанализировать абсолютно новый рынок), так и 9-месячный проект по построению операционной модели, где «численной» аналитики практически не было. Каждый из них интересен по-своему. Другие индустрии не дадут такого широкого спектра задач.
Во-вторых, работа в консалтинге постоянно заставляет тебя развиваться. Как только ты осваиваешь навыки и инструменты, необходимые для работы на определенной позиции, ты переходишь на следующую позицию, и ожидания значительно повышаются. Долго находиться в «зоне комфорта» не получается. И это здорово!
В-третьих, культура в Bain является безусловным преимуществом. Мы верим в «work hard – play hard» и всерьез считаем, что «fun» - это часть работы. Думаю, что эта система поддерживает сама себя: к нам идут ребята, которые считают, что культура важна, и тем самым помогают ее улучшить.
— Как Вы считаете, у каких кандидатов больше шансов попасть в консалтинг – гуманитариев или математиков? Какие навыки должны быть развиты у желающих попасть в Bain?
Мы ищем ребят, которые обладают как сильными аналитическими навыками, так и «soft skills». Оба «измерения» крайне важны в работе.
Поэтому у многих кандидатов экономический бэкграунд, но есть довольно много «технарей» – имея сильный математический аппарат, несложно доучить основные экономические показатели.
Гуманитарии, разумеется, могут быть успешными в консалтинге. У них часто сильно развиты «soft skill» (навыки презентации, письменной и устной коммуникации) уже на старте карьеры. Но при этом, очень важно понимать, что числа – это неотъемлемая часть нашей работы, нужно уметь (и любить!) обращаться с ними на ежедневной основе.