Свободное время в KPMG — миф или реальность?
Существует стереотип, будто бы работники KPMG (да и любой другой крупной консалтинговой компании) посвящают все свое время работе, практически без выходных и выделяя на сон по 3-4 часа в сутки. Но нам удалось пообщаться с бывшим консультантом KPMG, который рассказал, что необязательно круглосуточно работать в компании, чтобы добиться хороших результатов. Об этом читайте в нашем интервью с Демьяном Череховичем.
Работать в такой крупной компании как KPMG не только очень интересно, но и сложно физически. По большей части консультанты засиживаются допоздна на работе, часто летают в командировки, а иногда и работают по выходным. Мы взяли интервью у одного бывшего сотрудника KPMG, который рассказал нам, как он попал в эту компанию, как он развивался и, главное, как ему удавалось находить время для отдыха.
— Те, кто работают в Большой Четверке, представляют лучших кандидатов на рынке труда. Почему Вы выбрали именно консалтинг, а не IB? почему именно эта компания из большой Четверки?
Я получал второе высшее в Англии и имел возможность еще со студенческой скамьи немного пощупать, что такое и консалтинг, и IB. IB не менее интересное направление. Но при одном условии – Вы работаете на Западе. IB в России – это абсолютно другое дело. И мне оно совсем не понравилось. Поэтому выбор для меня был очевиден. Сложнее было определиться с тем, какой именно консалтинг выбрать. Тут уже сыграла воля случая.
— Как проходило Ваше интервью при устройстве на работу? Сколько времени занял весь процесс? Что было самое сложное? На что обращали больше внимания — на hard или soft skills?
В моем случае процесс оказался молниеносным. Я, видимо, попал в струю, когда была резкая потребность в специалисте на проект. В общем случае, из общения с коллегами, процесс занимает около месяца-полутора. четыре-пять интервью, включая тестирование. После каждого этапа связывается HR колл-центра и говорит, когда вынесут решение и пригласят на следующий этап.
Итак, первый шаг – HR специалист определяет Ваше соответствие корпоративной культуре и мотивацию, самые общие вопросы по профориентации. Затем приглашают на тестирование (иногда оно может быть онлайн). Проверяется умение работать с большими объемами информации, обладание критическим мышлением. Следующий этап – общение со старшим консультантом или менеджером. Тут определяется конкретно профпригодность - насколько заявленное Вами в резюме соответствует реалиям. Если прошли тут, встреча с Директором или Партнером. Партнер выносит окончательное решение, нужны ли Вы ему в команду.
Опять же, у меня весь процесс занял неделю. Это уникальная ситуация. Причем после каждого этапа со мной связывались, говорили, что на решение потребуется неделя, а через пару часов перезванивали и звали на следующий день. Так что, всякое случается.
Что было сложного? Самое сложное у всех претендентов — правильно оценить свои ожидания и сформулировать их при прохождении интервью. В 9 из 10 случаев ожидания завышены, с точки зрения Четверки. И я с ней в этом согласен. Мои тоже были завышены. Потом, когда начинаются беседы с менеджерами и выше, приходит понимание того, что ты действительно можешь. Но в основном это проблема претендентов на entry level. Если идет найм от менеджеров и выше, там начинается игра поинтереснее.
Soft vs Hard. В управленческий консалтинг больше нужны коммуникационные навыки. На харды есть спецы. Ну а между хардами и софтами лежит самая важная зона – нужно просто уметь думать логически. Это самое важное умение. Между двумя специалистами, при прочих равных условиях, выберут того, у кого логика лучше, чем того, кто лучше обладает хардами. Ну и что еще. Если идете в управленческий консалтинг, то конечно ожидают хоть какого-то понимания предмета.
— Как долго вливались в коллектив? Что было самым сложным? Что приятно удивило или, наоборот, разочаровало.
Вливаешься не долго. За это как раз ответственны HR специалисты на первых шагах устройства в компанию. Если они отработали свой хлеб, то ты уже готовый материал для вливания. Всё же подбирают под корпоративную культуру, даже под культуру внутри отделов. Удивило одно – можешь пообщаться с Главным партнером по России и странам СНГ без отчества и сотни служебных записок. Если есть что сказать – договоришься с ним о встрече и все. Но все же лучше, чтобы было что сказать. Совсем не поймут, если ты просто руку пожать хочешь, хотя улыбнутся и не высекут, как это будет в классической компании с русской моделью управления.
— Компания предлагает много возможностей, в том числе оплату MBA. Воспользовались ли Вы чем-либо? Как отбирают сотрудников для проекта? Расскажите о своем самом интересном проекте в компании? Чем запомнился, как долго длился, в чем были сложности?
В Четверке не столько MBA, сколько профессиональные сертификации. Допустим, я начинал подготовку в CIMA. По сути, если сдал все уровни этой квалификации, она приравнивается к хорошему такому, увесистому MBA. Я не закончил, ушел раньше. Позже, может быть, продолжу.
Отбор на проект осуществляется на основании того, что уже делал. Для этого внутри компании соответствующие люди ведут базы знаний и резюме специалистов. Сделал проект – добавил в резюме. Иногда, когда есть местечко в бюджете проекта, пригласят не по навыкам, а «на развитие», если видят, что есть что-то в тебе, что можешь привнести в проект. Так что пока ты консультант первых лет, просись во все проекты, куда можешь, не делай только то, что уже делал. А для этого общайся активно, нетворкинг внутри компании важен. А это снова soft skills. Если ты приятен, отзывчив и не ленив, о тебе не забудут.
— Как удается сохранять работоспособность в интенсивном режиме труда? Откуда берутся силы? Какие минусы работы в консалтинге и в Большой Четверке, в частности, Вы видите. Что из этого можно изменить, а что нельзя?
У меня тут опять не совсем стандартная ситуация. Многие и правда загоняют себя. Но я не могу работать как машина, после 11-ти вечера с меня толку мало. Поэтому еще в самом начале я честно объяснил ситуацию перформанс менеджеру (старший коллега, который отвечает за твое развитие), что я работаю хорошо утром и днем, время на раскачку мне не нужно, но вечер-ночь, увы, я бесполезен. Так и повелось, когда поняли, что я с дневными задачами успеваю справиться, потребность в привлечении меня ночью отпала. Будьте сообразительнее, не делайте работу, которую надо переделывать, и все получится успевать без занятости 24/7.
При этом, мне, конечно, попадались менеджеры, которые любят поюзать персонал. И они серьезно негодовали, когда я обрисовывал свой трудовой график. Но тут мой совет – будьте настойчивы и уважайте себя. В конце концов, если Вы сгорите на работе, кому от этого плюс? И обозначайте свой график, когда обсуждаете Ваше место на проекте. Всегда важно договориться на берегу.
— Какими навыками и качествами, на Ваш взгляд, должны обладать сотрудники крупной консалтинговой компании? Могут ли гуманитарии пробиться в мир консалтинга? Или для этого нужно исключительно экономическое/финансовое образование? Кому точно не стоит работать в Big4?
Я уже выше частично ответил на этот вопрос, поэтому очень кратко – не важно - гуманитарий Вы или технарь. Отбирают на месте. С логикой дружите? Людей не чураетесь? Значит уже шансы есть.
Не стоит работать тем, кто хочет после института сразу в директорское кресло. Обычно им больно падать с пьедестала. Тут надо поработать. Ну и еще, если очень боитесь летать, подумайте о другом работодателе. В 2016 году я насчитал 102 полета на самолете. От этого действительно можно устать. Причем, я боялся летать изначально.
— Почему ушел из KPMG? Помог ли тебе опыт работы в такой крупной компании при открытии своего дела? С чем связано твое дело?
Ушел, чтобы преследовать личные амбиции. Опыт всегда полезен. Опыт Четверки полезен вдвойне. А вот поможет ли он мне, станет понятно чуть позже. Мы еще в стадии организации дела. Так что я побуду немного суеверным и не раскрою, в чем оно состоит. Но в общих чертах – ничего нового. Классические услуги, классическая торговля. Моя роль – построение управления. Моего напарника – административное ведение. На эту позицию всегда рекомендую найти самого кропотливого человека, которого знаете. Я финансовый директор, он генеральный директор.
Беседовала Татьяна Яненко